Дети с особенностями в психическом и умственном развитии часто нуждаются в профессиональном обучении базовым бытовым навыкам, связанным со словесным выражением, образным мышлением и логикой. Дефектолог – это специализированный педагог, использующий профильные практики по коррекции нарушений в речевом или психическом развитии, применяющиеся с целью социализации и адаптации. Этот специалист владеет методиками обучения и воспитания детей с нарушениями развития.
Основные задачи специалиста:
- Развитие сенсорных навыков;
- Обучение игровым приемам;
- Формирование навыков личной гигиены;
- Знакомство с окружающей средой;
- Запуск и развитие речи;
- Обучение математики, чтению и письму;
- Развитие творчества и мелкой моторики.
Когда стоит обращаться к дефектологу?
К дефектологу можно обращаться в тот момент, когда вы заметили, что у вашего ребенка есть трудности в развитии и все ваши попытки помочь ему не дают видимых результатов. Своевременная консультация может помочь избежать серьёзного диагноза в дальнейшем. При наличии диагнозов — ДЦП, тухоухость, синдром Дауна, СДВГ, при задержках психического и речевого развития или с расстройством аутистического спектра (РАС) и т.д. консультация специалиста и коррекционная работа просто необходима, это поможет адаптировать ребёнка к социальной жизни и избежать многих трудностей.
Итак, мы поняли, что ребенку нужен дефектолог для коррекции симптомов заболевания, а также для социальной адаптации. Кроме того, дефектолог в состоянии оказать помощь неуспевающему ученику, так как он умеет преподнести программный материал, исходя из особенностей ребенка, из того, насколько у него развиты те или иные познавательные процессы.
Занятия у дефектолога могут происходить:
1. как в обязательном порядке по направлению врача при серьезных диагнозах,
2. так и по личной инициативе родителей, если малыш чем-то отличается от детского коллектива, но обследование не выявило серьезных отклонений, при которых нужно бить срочную тревогу.
Как происходит работа с дефектологом?
Основная задача специалиста — выявить проблему и сформировать комплекс занятий для её устранения, дать рекомендации родителям.
На первом этапе происходит диагностика и составление индивидуального плана коррекции, а на дальнейших занятиях отрабатываем навыки и корректируем/ дополняем программу при необходимости
То есть приём у дефектолога — это консультация с диагностикой.
1. На диагностике выявляют слабые места у ребёнка, чтобы понять, на что стоит обратить внимание и как предотвратить вторичные отклонения и задержки
2. На консультации важно объяснить родителям и показать, как нужно заниматься. Специалист не только составит список рекомендаций, но и покажет, как сделать занятия увлекательными
Занятия со специалистом направлены на коррекцию выявленных нарушений
Стоимость
•Консультативный прием дефектолога — 1500 руб
•Коррекционные занятия с педагогом-дефектологом (в том числе сказкотерапия, Арт-терапия, музыкотерапия, песочная терапия) 850 руб
В нашем центре возможны занятия со специалистом в современной инновационной сенсорной комнате. Благодаря сенсорным стимулам ребёнок быстрее приходит к результату и развивается сбалансированно
•Стоимость индивидуальных занятий в сенсорной комнате с дефектологом 1250 руб (850 руб + 400 руб)
Какие ещё методы коррекции речевых нарушений применяются в нашем центре?
- Логопедический массаж. Улучшает поступление крови к артикуляционным зонам.
- Транскраниальная микрополяризация. В основе метода лежит применение тока малой мощности. Способствует речевому развитию, стабилизирует эмоциональное состояние, улучшает слух и зрение.
В нашем центре работают 2 специалиста – дефектолога:
Катенева Ирина Сергеевна
Лазарева Виктория Викторовна
Запись к специалисту +7 (913) 720-88-66
Частые причины обращения к дефектологу
Рассмотрим несколько диагнозов и проблем, с которыми обращаются к дефектологу
— Задержка речевого развития
— Расстройство аутистического спектра
— Тяжёлые множественные нарушения
Врач-дефектолог для детей с задержкой речевого развития
Диагноз задержка речевого развития (ЗРР) ставят детям, у которых наблюдается темповое замедление освоения всех элементов родного языка, отталкиваясь от возрастных норм.
Важно! ЗРР, опасно тем, что оно может оказать негативное влияние на умственное, психическое развитие, и в дальнейшем стать серьёзным препятствием для полноценного формирования личности ребёнка.
У детей с данной патологией могут наблюдаться нарушения в различных речевых функциях, например, таких, как:
- Способность выражать свои мысли, чувства.
- Правильно произносить звуки.
- Понимать услышанную речь.
- Безошибочно структурировать предложения.
- Задавать вопросы и отвечать на них.
- Ориентироваться в пространстве и времени.
Оценивается темповое развитие речи у детей в возрасте от 3-х до 5 лет.
Когда стоит обратиться к специалисту. Симптомы
К врачу дефектологу необходимо обращаться, если у ребёнка к четырём-пяти годам наблюдаются следующие симптомы:
- Малыш демонстрирует абсолютное молчание, либо пользуется ограниченным набором слов.
- Не правильное произношение звуков, замена слоговой структуры слова.
- Не может формировать сложные предложения.
- Не различает цвета, женский, мужской род, путается во времени и пространстве.
- Не понимает значение союзов, предлогов.
- Не может пересказать простой короткий рассказ, затрудняется выучить стихотворение.
Любые отклонения от нормы могут свидетельствовать о наличии разнообразных патологий, которые впоследствии могут привести к ЗРР.
Для того чтобы диагностировать заболевание, а также избежать развития нежелательных проявлений необходимо обратиться к врачу педиатру, который направит ребёнка к нужному специалисту (неврологу, лору).
Специалист-дефектолог может заниматься коррекцией различных речевых нарушений у детей, начиная с 12 месяцев.
Предупреждение возникновения задержки речевого развития заключается в своевременном выявлении первых признаков заболевания. У четырёхлетнего малыша любой недостаток в произношении звуков, должен послужить поводом для обращения к врачу.
Важно начать коррекцию ЗРР именно в дошкольном возрасте. Иначе малыш будет испытывать дополнительные трудности в учёбе, общении со сверстниками, что в дальнейшем может стать причиной психологической травмы или вызвать стойкое сопротивление к письму и чтению.
Педагог-дефектолог не только проводит занятия с ребёнком, но и даёт рекомендации родителям.
Дефектолог для детей с расстройством аутистического спектра
Аутизм сохраняется на протяжении всей жизни человека, но благодаря своевременной диагностике и ранней коррекционной помощи можно добиться многого: адаптировать ребенка к жизни в обществе, научить его справляться с собственными страхами, контролировать эмоции. В тех случаях, когда коррекция не проводится, 75 % детей с РАС вообще социально не адаптируются, поэтому важно уделить внимание коррекционной работе
Для детей с РАС характерны следующие особенности.
- Недостаток социального взаимодействия (предпочитает находиться в одиночестве), взаимной коммуникации (вербальной и невербальной)
- отсутствие зрительного контакта
- полевое поведение (не привлекает внимание, менее активен и требователен)
- немотивированные приступы ярости, агрессии;
- характерные нарушения речи
Дефектолог для детей с тяжёлыми множественными нарушениями (ТМНР)
ТМНР — это врожденные или приобретенные в раннем возрасте сочетания нарушений различных функций организма. В их числе:
• нарушения познавательной сферы
• двигательные нарушения
• нарушения зрения, слуха, сенсорной интеграции
• системное нарушение речи
• нарушение коммуникации
• нарушения эмоционально-волевой сферы
• соматические заболевания (нарушения пищеварительной, дыхательной и других систем организма)
Но важно помнить, что ребёнок с ТМНР — личность! А значит, необходимо удовлетворить его основные потребности в развитии:
Эмоциональные — стабильная и безопасная привязанность к близкому взрослому
Сенсорные — достаточное количество и разнообразие зрительных, вкусовых, тактильных и слуховых ощущений
Когнитивные — самостоятельная исследовательская и познавательная активность
Двигательные — правильное позиционирование, а также свободное и безопасное перемещение в пространстве
Социальные — выход на улицу, общение с окружающими, включённость ребёнка в социальные ситуации
Итак, поговорим подробнее, как в решении всех этих вопросов вам поможет педагог-дефектолог!
1) Консультирование близких взрослых по вопросам подбора, адаптации и модификации игрушек под особенности развития ребёнка
2) Базальная стимуляция: развитие сенсорных систем и элементарных представлений об окружающем ребёнка мире, накопление чувственного опыта
3) Стимуляция активной речи (вокализация, лепет, первые слова) посредством логоритмических упражнений, игр с музыкальными инструментами, работы с карточками
4) Накопление пассивного словаря, понимание и выполнение простых инструкций
5) Формирование навыков коммуникации и продуктивного взаимодействия в диаде «близкий взрослый — ребенок»
6) Формирование навыков игры и игрового взаимодействия с близким взрослым, расширение игрового репертуара и действий с предметами
Запись к специалисту +7 (913) 720-88-66
Присоединяйтесь к нам в социальных сетях и получайте дополнительные скидки и бонусы